Паспорт антитеррористической защищенности объекта

Компания “Эталон Гарант” 12 лет на рынке. 1242 разработанных и согласованных паспорта. 436 защищенных клиентов от навязывания незаконных действий и штрафов. 6 месяцев - постгарантийное обслуживание. Знаем 100% нюансов при работе с РосГвардией, ФСБ, МЧС и Управами.
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Антитеррористический паспорт объекта — документ, содержащий сведения о состоянии защищенности и перечень необходимых мероприятий по предупреждению террористических актов. Паспорт содержит описание объекта, информацию об инженерно-технической укрупненности, графические части, содержащие ситуационные планы, схемы коммуникаций и наличие средств охраны.

Кому нужен паспорт антитеррористической защищенности объекта

Необходимость составления паспорта антитеррористической безопасности объекта установлена базовым Федеральным законом, регламентирующим основы государственной политики в этой области - №35-ФЗ. Он был подписан 6 марта 2006 года. Действующая редакция документа принята 18 апреля 2018 года. 

Одним из ключевых требований №35-ФЗ выступает оформление паспорта антитеррористической защищенности объектов, на территории которых могут присутствовать люди. В дополнение к №35-ФЗ разработаны многочисленные ведомственные документы, которые регламентируют правила оформления паспортов безопасности для объектов разного функционального назначения. Для медицинских и образовательных учреждений, торговых объектов установлены категории численностью на объекте от 1 до 1000 человек. 

Получается, что даже при нахождении на объекте одного человека для данных категорий законодатель установил обязательное наличие паспорта на объекте. Кроме того, аналогичный документ должен разрабатываться для стратегически важных инфраструктурных объектов. К их числу относятся, например, котельные, очистные сооружения, ТЭЦ, АЭС и другие подобные сооружения. Весь перечень объектов вы можете посмотреть ниже.

4 минуты видео ответов от наших экспертов

 

Дополняет положения №35-ФЗ разработанное специально для объектов системы здравоохранения ПП №8, утвержденное главой Правительства 13 января 2017 года. Текст документа три раза корректировался, последние изменения были внесены после подписания ПП №357 от 29 марта 2019 года. В нормативном акте содержатся основные требования к форме и структуре паспорта АТЗ медицинских учреждений, а также правила категорирования объектов в сфере здравоохранения, к числу которых относятся:

  • больницы;

  • стационары и амбулатории;

  • поликлиники;

  • центры диагностики;

  • другие учреждения, занятые предоставлением медицинских услуг.

Оформление паспорта антитеррористической защищенности здравоохранения производится в три этапа: категорирование объекта по уровню АТЗ, разработка документа и его последующее согласование. Критериями для отнесения медицинского учреждения к одной из 4-х категорий по степени опасности выступают:

  • возможное в случае теракта число пострадавших людей;

  • прогнозируемый размер экономического урона при террористической атаке.

Значения указанных параметров для каждой категории приведены в таблице. Классификация осуществляется по максимальному показателю любого из критериев.

Категория медицинского учреждения/критерий

Число пострадавших, чел.

Экономический урон, млн. руб.

Первая

более тысячи

более 100

Вторая

500-1000

50-100

Третья

50-500

30-50

Четвертая

менее 500

менее 30

Категорирование выполняется комиссией, состоящей из представителей медицинского учреждения, местной власти и основных силовых структур, включая МЧС, ФСБ и Росгвардию. Эти же ведомства принимают участие в согласовании документа. Кроме того, каждому из них отправляется на хранение один экземпляр полностью оформленного паспорта АТЗ.

 

Объекты здравоохранения - это организации, носящие лечебно-профилактический характер предоставляющие медицинскую и социальную помощь. Они могут быть разных форм собственности, но основной целью для них являются исследования в области защиты здоровья и жизнедеятельности российских граждан. К числу подобных объектов относятся:

  • больницы;

  • амбулатории;

  • поликлиники;

  • стационары;

  • медицинские центры;

  • другие учреждения, которые предоставляют медицинские услуги и оказывают меры социальной поддержки.

Следовательно, для обеспечения безопасности людей (персонала, клиентов (больных) и посетителей) в пределах нашей страны установлены определенные предписания к соблюдению АТЗ (8-ое Постановление российского Правительства, вступившее в силу 13-ого января 2017 года). Более подробно эти требования раскрываются в паспорте АТЗ объектов здравоохранения.

Приступить к разработке паспорта, нужно после того как установлены предписания к АТЗ объекта здравоохранения. С этой целью проводится обследование и категорирование, которое осуществляется специальной комиссией. Она создается решением руководителя организации, с вовлечением представителей из органов, имеющих территориальное значение: Росгвардии, МЧС и ФСБ.

По завершении обследования, объекту присваивается одна из следующих категорий:

  • первая - если прогнозируемая численность потерпевших убыток составляет не менее 1000 человек, а предполагаемая максимальная материальная утрата составляет не менее 100 000 000 рублей;

  • вторая - если прогнозируемая численность потерпевших убыток составляет не менее 500, но не более 1000 человек, а предполагаемая максимальная материальная утрата составляет не менее 50, но не более 100 000 000 рублей;

  • третья - если прогнозируемая численность потерпевших убыток составляет не менее 50, но не более 500 человек, а предполагаемая максимальная материальная утрата составляет не менее 30, но не более 50 000 000 рублей;

  • четвертая - если прогнозируемая численность потерпевших убыток составляет не более 50 человек, а предполагаемая максимальная материальная утрата составляет не более 30 000 000 рублей.

При окончании подписания акта, свидетельствующего о присвоении категории, всеми участниками назначенной комиссии, он становится частью всех экземпляров паспорта АТЗ и антитеррористической защищенности объекта здравоохранения.

 

Детальные требования к медицинским учреждениям, к числу которых относятся аптеки, содержатся в ПП №8, подписанном руководителем Правительства 13 января 2017 года. Нормативный акт также неоднократно изменялся, последние корректировки внесены 29 марта 2019 года после принятия ПП №357.

Процедура категорирования аптек и других объектов здравоохранения была изменена в начале 2019 года. Она предусматривает использование двух критериев, при помощи которых медицинским учреждениям присваивается одна из четырех возможных категорий:

  • прогнозируемое количество пострадавших в результате атаки террористов на объект;

  • возможная величина материального и экономического ущерба, который может быть нанесен терактом.

При помощи указанных критериев каждой аптеки и другие объекты медицинской направленности делятся на 4 категории:

  • к первой категории относятся медицинские учреждения с прогнозируемым количеством пострадавших свыше тысячи чел. и величиной ущерба от 100 млн. руб. и более;

  • значения параметров для объектов второй категории находятся в следующих пределах: 500-1000 чел. и 50-100 млн. руб.;

  • третья категория включает объекты с такими показателями - 50-500 чел. и 30-50 млн. руб.;

в качестве объектов четвертой категории классифицируются аптеки и медицинские учреждения, теракт на территории которых сопровождается прогнозируемым количеством пострадавших менее 30 чел. и ущербом, не превышающим 30 млн. руб.

 

Основные требования к содержанию и оформлению паспорта АТЗ для образовательных учреждений содержатся в ПП №1235, принятом 7 октября 2017 года. В документе также подробно описываются правила категорирования объектов в сфере образования. К числу последних относятся:

  • высшие учебные заведения - институты и университеты;

  • средние специальные учебные заведения;

  • школы, детские сады и ясли;

  • организации, которые занимаются предоставлением дополнительного профессионального образования;

  • другие учреждения, оказывающие различные образовательные услуги.

Правила категорирование образовательных учреждений по уровню АТЗ содержатся в ПП №1235 от 07.10.2017 г. Для определения степени потенциальной террористической угрозы применяется три критерия:

  • прогнозируемое количество пострадавших;

  • вероятная величина материального ущерба;

  • количество терактов в регионе размещения объекта за последний год.

В соответствии с перечисленными параметрами все образовательные учреждения делятся на 3 категории:

  • первая (количество пострадавших превышает 500 чел., ущерб - более 50 млн. руб., количество терактов в регионе - свыше 3-х);

  • вторая (аналогичные значения указанных выше параметров - от 100 до 500 чел., от 5 млн. до 50 млн. руб., менее 3-х);

  • третья (менее 100 чел., менее 5 млн. руб., терактов в течение года не зафиксировано).

Классификация образовательных учреждений является стандартной для мест массового пребывания людей и предполагает наличие 3-х категорий. Для ряда объектов - медицинского и спортивного назначения - предусмотрена дополнительная 4-я категория антитеррористической защищенности.

Порядок разработки антитеррористического паспорта применительно к объектам торговой сферы содержится в ПП №1273, подписанном главой Кабмина 19 октября 2017 года. В нормативном акте также содержатся правила и критерии категорирования подобных объектов, к числу которых относятся:

  • магазины;

  • торговые центры;

  • торговые точки в виде павильонов, киосков и других временных или капитальных построек;

  • рынки - крытые и открытые;

  • ярмарки;

  • другие здания и сооружения, на территории которых ведется торговля.

Правила категорирования объектов торговли определяется с использованием большого количества критериев, которые применяются для отнесения объекта к одной из трех категорий:

  • количество терактов или их попыток за последние 3 года в регионе, где размещается торговая точка;

  • аналогичный показатель за последние 12 месяцев;

  • количество введений в регионе различных режимов террористической опасности за последние 3 года;

  • аналогичный показатель за последние 12 месяцев;

  • прогнозируемое количество пострадавших в результате теракта на торговом объекте;

  • прогнозируемый размер материальных убытков при террористической атаке на торговый объект.

Первый и два последних параметра выступают наиболее важными. Поэтому именно они указаны в таблице, позволяющей определить принадлежность объекта торговли к одной из трех категорий.

Номер категории/параметр

Кол-во терактов в регионе за 36 мес.

Кол-во пострадавших, человек

Величина ущерба, руб.

1-я категория

4 и более

свыше 1000

более 50 млн.

2-я категория

1-4

200-1000

15-50 млн.

3-я категория

-

50-200

5-15 млн.

В процессе классификации объекту торговли присваивается категория, которая соответствует максимальному значению любого из указанных параметров. Для некоторых объектов другой ведомственной принадлежности (спортивных, медицинских) предусматривается наличие 4-х категорий опасности.

 

Основной критерий, который используется для определения необходимости разработки паспорта АТЗ объекта - это численность людей, одновременно пребывающих в месте массового скопления. Минимальное значение этого показателя, в соответствии с положениями №35-ФЗ, установлено на уровне 50 человек.

В качестве мест массового скопления людей классифицируются самые разные объекты, к числу которых относятся:

  • магазины, супер- и гипермаркеты, торговые центры;

  • образовательные и медицинские учреждения;

  • объекты культурной, развлекательной и просветительской сферы;

  • административные здания;

  • промышленные предприятия;

  • парки;

  • базы отдыха;

  • спортивные сооружения и т.д.

Практическое использование места массового пребывания людей без надлежаще оформленного паспорта антитеррористической защищенности считается административным нарушением. Ответственность за него возлагается либо на собственника объекта, либо на руководителя организации, его эксплуатирующей. Величина возможного штрафа варьируется в широких пределах:

  • 3-5 тыс. руб. - на частное физическое лицо;

  • 30-50 тыс. руб. - на должностное лицо эксплуатирующей организации;

  • 300-1000 тыс. руб. - непосредственно на организацию как юридическое лицо.

Категорирование объектов по уровню антитеррористической защищенности осуществляется комиссией, созданной специально для этого. В состав входят представители владельца места массового скопления людей, эксплуатирующей организации, местных властей и силовых структур. В число последних входят, в зависимости от масштабов объекта, сотрудники ФСБ, МЧС, Росгвардии/МВД.

Все места массового пребывания людей классифицируются на 3 категории:

  • первая включает объекты, при теракте на которых возможное число пострадавших превышает тысячу человек;

  • значение этого параметра для объектов второй категории находится в диапазоне между 200 и тысячей человек;

  • к третьей категории следует относить места массового пребывания людей с количеством возможных в случае теракта пострадавших в пределах 50-200 человек.

Для ряда мест массового скопления людей, в числе которых спортсооружения и объекты сферы здравоохранения, введена дополнительная 4-я категория опасности террористической атаки. Правила ее определения регламентированы дополнительными нормативными актами.

Паспорт  АТЗ для гостиниц/хостелов/отелей является обязательным документом в случаях предусмотренных законом. Определить данный факт возможно, обратившись в районную администрацию. Но в большинстве случаев руководство данного органа уведомляет владельцев о том, что их здания внесены в список мест массового пребывания людей. 

Когда гостиница/отель/хостел относится к зданиям в которых одновременно может присутствовать полсотни человек и больше, тогда начинает действовать Постановление Правительства №272. Оно сосредоточено на требованиях в которых отражаются способы защиты объекта от актов незаконного вмешательства. В нем приводится форма паспорта АТЗ, заполнив которую документ будет готов к согласованию.

Действие ПП №272 распространяется на следующие объекты гостиничного типа:

  • гостиницы;

  • хостелы;

  • общежития;

  • отели;

  • другие подобные здания и помещения.

Готовый документ следует оформить в шести экземплярах, если на него распространяется ПП№272, и в четырех, если действовать нужно в согласии с ПП№447. При этом каждый паспорт должен быть передан на хранение в ведомства, участвующие в его согласовании. И одна из копий документа хранится в сейфе руководителя гостиницы или в другом надежном месте.

Процедура категорирования объектов направлена на анализ здания с точки зрения установленных критериев. По ее выводам выписывается акт осмотра, в котором указывается категория опасности. Именно от нее зависит количество предполагаемых мероприятий, которые будут запланированы в гостинице/отеле/хостеле.

Установить категорию опасности возможно с помощью анализа следующих данных: 

  • масштабы возможных последствий (человеческие жертвы, материальный ущерб);

  • сведения об уже совершенных или предотвращенных терактах (если таковые имеются).

Весь процесс обследования здания проводит комиссия, назначенная руководителем или другим ответственным лицом. Они же подписывают составленный акт и устанавливают сроки и объем работ, которые необходимо произвести в качестве антитеррористической защищенности.

Законом определена схема четырех категорий опасности:

Категория опасности/критерий

Кол-во терактов (или попыток) в регионе за 12 мес.

Численность пострадавших, человек

Материальный урон, руб.

Первая

1

свыше 1000

свыше 800 млн.

Вторая

-

200-1000

150-800 млн.

Третья

-

50-200

50-150 млн.

Четвертая

-

менее 50

менее 50 млн.

 

 

Законодательство в сфере противодействия терроризму предъявляет к спортивным объектам более жесткие требования, чем к обычным местам массового пребывания людей. Это выражается во введении дополнительной 4-й категории опасности и необходимости разработки паспорта АТЗ для сооружений, на которых могут находиться 30 и более человек.

Действие указанных требований распространяется на все объекты спортивной направленности, в числе которых:

  • стадионы;

  • фитнес-центры;

  • спортивные и тренажерные залы;

  • дворцы спорта;

  • крытые и открытые ледовые площадки;

  • площадки для занятий игровыми видами спорта;

  • другие спортивные сооружения.

Порядок оформления паспорта АТЗ объекта спорта включает три стадии:

  • на первой выполняется категорирование спортсооружения по уровню опасности теракта. Оно осуществляется комиссией, в состав которой входят представители владельца объекта, ФСБ и Росгвардии, дополнительно для крупных объектов - представители местной власти;

  • второй этап - непосредственная разработка документа. На этой стадии эксперт в области АТЗ изучает собранную об объекте информацию, анализирует данные и составляет паспорт защищенности;

  • на третьей стадии происходит согласование документа с представителями ФСБ и Росгвардии. В каждое ведомство направляется по одному экземпляру оформленного и согласованного паспорта.

Правила присвоения спортивному объекту категории потенциальной опасности теракта установлены действующей редакцией ПП №202. Они предусматривают использование 3-х критериев:

  • число терактов за последний год в регионе, где находится сооружение;

  • прогнозируемая численность людей, пострадавших в результате атаки террористов;

  • величина возможного материального ущерба.

В соответствии с указанными критериями все объекты спорта делятся на 4 категории опасности:

  • первая. В регионе было предпринято 5 и более попыток терактов за год, численность пострадавших при возможной атаке на объект превышает 500 чел., экономический ущерб - свыше 500 млн. руб.;

  • вторая (3-4 теракта в регионе за год, от 101 до 500 чел. пострадавших, 100-500 млн. руб. убытков);

  • третья (1-2 теракта, 31-100 чел. пострадавших, 30-100 млн. руб. материального ущерба);

  • четвертая (теракты за последний год в регионе не совершались, менее 30 чел. пострадавших, до 30 млн. руб. материальный ущерб).

Открытые плоскостные спортивные сооружения относятся к 4-й категории потенциальной опасности. Для объектов любой категории требуется оформления паспорта АТЗ.

Положения №35-ФЗ применительно к объектам культурной направленности дополняются ПП №176, подписанном руководителем российского Кабмина 11 февраля 2017 года. Документ определяет порядок оформления паспорта АТЗ для следующих зданий, сооружений и помещений:

  • театры;

  • кинотеатры;

  • выставочные залы;

  • галереи;

  • музеи;

  • стационарные и передвижные выставки;

  • других сооружений сферы культуры.

Для присвоения любому из перечисленных объектов категории опасности применяются три основных критерия.

В их числе:

  • количество терактов или попыток терактов в регионе, в котором размещается объект;

  • возможное в результате теракта число пострадавших;

  • прогнозируемая величина материального ущерба, полученного при совершении на объекте теракта.

В соответствии с указанными критериями, каждому театру, кинотеатру или другому объекту культурной сферы присваивается одна из трех категорий. Значения каждого из параметров приведены в таблице.

Категория опасности/критерий

Кол-во терактов в регионе за 12 мес.

Численность пострадавших, человек

Материальный урон, руб.

Первая

5 и более

свыше 500

свыше 50 млн.

Вторая

1-5

50-500

1-50 млн.

Третья

-

менее 50

менее 1 млн.

Классификация объектов культуры предполагает наличие 3-х категорий риска террористической угрозы. Для ряда мест массового пребывания людей, например, учреждений здравоохранение или сооружений спортивной направленности, предусматривается 4 категории опасности.

Положения №35-ФЗ и №116-ФЗ предусматривают необходимость оформления паспорта и АТЗ для объектов промышленности, относящихся к стратегически и критически важным, опасным и режимным. Перечень требований к порядку оформления и содержанию документа регламентируется ПП №1413, подписанным руководителем Правительства 18 декабря 2014 года.

Действие перечисленных документов распространяется на следующие объекты:

  • комплексы промышленных зданий и сооружения;

  • заводы и другие предприятия, относящиеся к промышленности;

  • производственные цеха и отдельные производства.

Правила категорирования объектов промышленности по степени АТЗ не отличаются от стандартной процедуры проведения этого мероприятия. Основными критериями выступают:

  • масштаб возможного ущерба;

  • прогнозируемая численность пострадавших;

  • прогнозируемый материально-финансовый урон.

Используя перечисленные критерии, комиссия по категорированию относит каждый производственный объект к одной из трех категорий и нескольким подкатегориям:

  • “В” (высокая) - теракт имеет последствия федерального, межрегионального или регионального масштаба, численность пострадавших в пределах от 50 до 500 человек, материальный ущерб в размере от 5 до 500 млн. руб. Дополнительные подкатегории - В1, В2 и В3;

  • “С” (средняя) - указанные выше параметры имеют такие значения: межмуниципальный или муниципальный характер последствий, от 10 до 50 чел. пострадавших, материальный ущерб на сумму от 100 тыс. до 5 млн. руб. Дополнительные подкатегории - С1 и С2;

  • “Н” (низкая) - локальный характер последствий, менее 10 чел. пострадавших, ущерб на сумму до 100 тыс. руб.

 

Паспорт антитеррористической защищенности бизнес-центров это документ в основании которого лежат принципы, обеспечивающие защиту жизни людей и самих объектов от всевозможных угроз.

К бизнес-центрам относят:

  • здания конгресс-отелей;

  • торговые представительства;

Чтобы установить какие требования будут предъявлены к бизнес-центру, необходимо определить категорию объекта. 

Она присваивается из трех возможных:

1 категория - характерна для бизнес-центров, в которых одновременно может находиться более 1000 человек.

2 категория - назначается бизнес-центрам в которых при определенных обстоятельствах одновременно могут находиться от 200 до 1000 человек.

3 категория - свойственна бизнес-центрам в которых при определенных обстоятельствах одновременно могут находиться от 500 до 200 человек.

Категорию любому зданию устанавливает комиссия, назначенная на проведение процедуры. Она сотрудничает с ведомствами, предусмотренными законом.

 
  • множество офисов в одном здании, сдаваемых под аренду для различных организаций;

  • банки, биржи

 Требование о наличие документа для бизнес-центров изложено в Постановлении Правительства №272. Согласно формулировкам постановления здания, где одновременно может находиться больше полусотни человек, следует считать местом массового пребывания людей. Список всех существующих бизнес-центров определяется на местном или региональном уровне назначенными ведомствами. 

Важно! Существуют бизнес-центры на которые не распространяется требование о разработке паспорта АТЗ защищенности. Установить данный факт, возможно, обратившись в администрацию района. 

Готовый документ следует оформить в шести экземплярах. При этом каждый паспорт должен быть передан на хранение в ведомства, участвующие в его согласовании. И одна из копий документа остается на хранении в сейфе руководителя бизнес-центра.

 

Процедура разработки и наиболее важные требования к содержанию определяются положениями ПП №272. Документ подписан главой Правительства 25 марта 2015 года. Он содержит правила категорирования мест массового пребывания людей, включая заведения общепита, по уровню антитеррористической защищенности.

Для присвоения заведению общественного питания категории опасности террористической угрозы используется один критерий - количество людей, одновременно находящихся на территории объекта. По этому параметру все рестораны, кафе и столовые делятся на 3 категории:

  • первая включает заведения с числом работников и посетителей, превышающим тысячу человек;

  • ко второй категории относятся заведения, для которых значение указанного параметра находится в пределах 200-1000 человек;

  • третья категория объединяет объекты, на которых могут пребывать от 50 до 200 человек.

Правила категорирования заведений общепита являются стандартными. Классификация некоторых объектов, например, спортивных сооружений и медицинских учреждений, предусматривает разделение на 4 категории.

Порядок оформления плана повышения защищенности КВО устанавливается несколькими нормативными документами, принятыми на федеральном и ведомственном уровне. Наибольшее значение из них имеют:

  • №68-ФЗ, принятый 21 декабря 1994 года и регламентирующий требования в сфере защиты населения при возникновении ЧС;

  • ПП №286, подписанное Главой Правительства 20 марта 2019 года и вводящее форму паспорта АТЗ объекта для предприятий “Роскосмоса”;

  • ГОСТ Р 22.2.06-2016. Отечественный стандарт безопасности на время ЧС, принятый Приказом Росстандарта №726-ст от 29 июня 2016 года.

Перечень нормативных актов, регламентирующих деятельность критически важных объектов, достаточно велик. Более того, постоянно принимаются новые документы, вносящие изменения в действующую правовую базу. Именно поэтому крайне важно регулярно отслеживать корректировки законодательства и учитывать их при разработке плана повышения защищенности КВО.

В настоящее время в перечень КВО входят три группы объектов:

  • здания, используемые для размещения высших государственных органов управления и власти;

  • объекты, ликвидация или прекращение работы которых вызовет резкое ухудшение жизни населения или угрозу национальной безопасности;

  • объекты, проблемы в деятельности которых могут привести к катастрофическим последствиям для экологии или экономики.

Стандартная последовательность действия по оформлению плана повышения защищенности КВО выглядит следующим образом:

  • определение необходимости разработки документа. При этом проверяется включение объекта в перечень критически важных;

  • категорирование предприятия по степени антитеррористической защищенности. Основные критерии оценки - количество возможных при теракте жертв и прогнозируемая величина финансового ущерба;

  • сбор информации о КВО;

  • анализ полученных сведений и выявление резервов повышения уровня защищенности предприятия;

  • оформление плана повышения защищенности КВО на основании действующих стандартов и требований;

  • в соответствии с установленными требованиями;

  • согласование документа с заинтересованными ведомствами (МЧС) и передача его эксплуатирующей организации.

Необходимость категорирования и паспортизации объектов ТЭК предусматривается не только положениями №35-ФЗ, но и требованиями ведомственных нормативных документов. В их числе Приказа №48, изданный Минэнерго РФ 10 февраля 2012 года. В нем содержатся методические рекомендации, которые являются обязательными при определении перечня объектов ТЭК, подлежащих обязательному категорированию по степени АТЗ.

Принятые сегодня правила включают в топливно-энергетический комплекс предприятия, работающие в следующих отраслях:

  • добыча нефти и газа;

  • их переработка и транспортировка;

  • другие отрасли топливной промышленности - угольная, торфяная и сланцевая;

  • снабжение населения и промышленности теплом и газом.

Перечень параметров, рассматриваемых в процессе категорирования конкретного объекта ТЭК, определяется с учетом специфики деятельности предприятия. Основными критериями, выступающими основанием для разработки и реализации мероприятий в области антитеррористической защищенности, являются такие:

  • отнесение предприятия к опасным производственным объектам в соответствии с положениями №116-ФЗ, принятого 21 июля 1997 года;

  • включение объекта в перечень критически важных, что определяется соответствующим распоряжением отечественного Правительства;

  • наличие на объекте технологического оборудования, относящегося по уровню пожарной и взрывопожарной безопасности к категориями А, Б, В1 и В2;

  • использование объекта в составе стратегически важных систем жизнеобеспечения.

Председателем Правительства РФ Д.Медведевым утверждено распоряжение в котором перечислены объекты подлежащие охране Росгваридией. Они представлены в списке с указанием их места расположения на всей территории страны.

К ним относят:

  • административные здания суда, генпрокуратуры, пенсионного фонда, счетной палаты, фонда соцстраха и других государственных учреждений;

  • объекты Банка России;

  • объекты Русгидро;

  • здания государственного архива;

  • международный аэропорт г. Симферополя;

  • комнаты хранения оружия.

С полным перечнем объектов можно ознакомиться, открыв Распоряжение Правительства №928-р. 

Опираясь на законодательную базу, касающуюся обеспечения безопасности зданий охраняемых Росгвардией, следует обратить внимание на процедуру категорирования объектов. Она необходима поскольку позволяет установить требования, позволяющие принять меры для защиты зданий или сооружений от нежелательных вмешательств. 

Уполномоченные представители войск Росгвардии входят в состав комиссии которую привлекает руководитель объекта для проведения осмотра здания. По завершении процедуры члены комиссии делают заключение и заполняют акт категорирования, на основании которого будет разрабатываться паспорт АТЗ.

Обследуемому объекту присваивают одну из трех категорий: 

  1. Имеет высокую значимость - объем потерь приобретает федеральный или межрегиональный характер;

  2. Имеет среднюю значимость - объем потерь приобретает региональный или межмуниципальный характер;

  3. Имеет низкую значимость - объем потерь приобретает муниципальный или

 

Общие положения, включающие в себя ряд законов по обеспечению безопасности, обращают внимание на мероприятия и порядок действий собственников объектов и предусмотренных ведомств. 

Выделим основные документы:

  • ФЗ-35 сосредоточен на описании основных норм и принципов для профилактики и борьбы с терроризмом;

  • Постановление Правительства №1273 изложены требования к торговым объектам по обеспечению антитеррористической защиты;

  • Перечень торговых объектов в него внесены все здания и сооружения, которым необходимо присвоить категорию опасности. Определяется и согласовывается данный список с предусмотренными государственными службами. 

Опираясь на разработанную систему законов, владельцы автомобильных центров/автосалонов могут улучшить уровень антитеррористической защищенности своих объектов, и в то же время исполнить требования со стороны государства.  

Категорирование автомобильных центров необходимый этап обследования объекта перед разработкой паспорта антитеррористической защищенности. В результате процедуры определяется категория, которая напрямую связана с требованиями, предъявляемыми к антитеррористической защищенности. 

Принимается во внимание:

  • степень угрозы совершения теракта (данные предоставляют территориальные органы, ведущие контроль за безопасностью объекта);

  • масштабы последствий в случае совершения террористического акта или какого-либо другого воздействия.

Устанавливают три категории опасности для автомобильных центров/автосалонов:  

1 категория - к ней относят объекты, на которых в течении последних трех лет, было совершено или предотвращено как минимум четыре теракта. Или за последний год совершено или предотвращено два террористических акта. 

Ориентируясь на предполагаемый ущерб человеческих жизней в количестве 1000 человек и материальный ущерб по балансовой стоимости больше, чем 50 млн.рублей автомобильный центр/автосалон также будет отнесен к данной категории. 

2 категория - присваивается объектам на которых в течении последних трех лет было совершено или предотвращено от одного до четырех терактов. Или за последний год не было ни единого случая совершения или попытки произвести террористический акт.

Прогнозируемое число пострадавших, в случае совершения террористического акта, составит от 200-1000 человек. Материальный ущерб от 15-50 млн.рублей.

3 категория - свойственна объектам на которых за последние три года не зафиксировано ни одного террористического акта, ни попыток его совершить.

Прогнозируемое число пострадавших в таком случае колеблется в пределах от 50-200 человек, а материальный ущерб составит от 5-15 млн.рублей.

Стоимость работ по составлению паспорта АТЗ объекта

Разработка и согласование паспорта в Эталон Гарант стоит от 15 000 руб. Итоговая цена антитеррористического паспорта определяется индивидуально для каждого заказчика. Стоимость предоставления услуг формируется с учетом следующих ключевых факторов:

  • прогнозная оценка вероятности проведения на объекте террористического акта;

  • географическое расположение объекта;

  • его конструктивные и архитектурные особенности;

  • функциональное назначение и ведомственная принадлежность постройки;

  • срочность выполнения работ по составлению паспорта АТЗ объекта.

Бесплатная консультация
Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Необходимость разработки антитеррористического паспорта объекта

Главные критерии, которые используется для определения необходимости разработки паспорта безопасности объекта антитеррористической защищенности - количество людей, которые могут присутствовать на объекте одновременно и потенциальный ущерб. 

Следующий используемый критерий - стратегическая важность объекта, входящего в инфраструктуру различных населенных пунктов. В этом случае разработка антитеррористического паспорта также необходима, так как атака террористов на подобный объект с большой степенью вероятности приведет к серьезному количеству жертв и значительному финансовому ущербу.

Стадии оформления паспорта объекта

1
Сбор сведений об организации
2
Сбор сведений об объекте
3
Созыв комиссии
4
Категорирование объекта
5
Составление паспорта объекта
6
Согласование паспорта
Сбор сведений об организации

В первую очередь мы запрашиваем документы организации, для которой оформляется паспорт. Чтобы упростить процесс сбора, специалист отправляет чек-лист с перечнем нужных бумаг и примером готового пакета. В этот перечень входят уставные документы фирмы, информация о сотрудниках, их численность и степень ответственности.  

Сбор сведений об объекте

На объекте собирается информация об арендодателе (если помещение в аренде то договор), ситуационный планы и схемы помещения, сведения о посещаемости объекта по степени загруженности, схемы эвакуации и т.п.

Созыв комиссии

От имени руководителя создается приказ о назначении комиссии. Состав комиссии определяется индивидуально и зависит от назначения объекта, его предположительной категории опасности и субъекта на территории которого он расположен.

Как правило в комиссию входят представители нескольких из следующих структур: МЧС, Рос Гвардии, МВД, Минобразования, Минздрава и т. д. В местные представительства этих органов рассылаются письма, в которых содержится намерение созыва комиссии. Представители ведомств, находящиеся в составе комиссии должны откликнуться и согласовать дату встречи. Если отклика нет, мы звоним, записываемся на прием, договариваемся, чтобы всем было удобно.

Категорирование объекта

При встрече комиссия осматривает помещение обращая внимание на слабо защищенные зоны. По результатам составляется акт осмотра в котором прописана категория объекта. Также ею могут быть выписаны рекомендации для улучшения его состояния.  Возглавляет комиссию непосредственный руководитель объекта. Комиссия на основании собранной ранее документации определяет категорию. Документация проверяется и только после этого, если с документами все в порядке, можно приступать к непосредственной разработке паспорта. 

Составление паспорта

В содержании любого документа выделены разделы, которые напрямую связаны с его назначением. Подобно этому, в паспорте безопасности сосредоточена информация, которая позволяет получить полное представление о самом объекте. В нем также перечислены данные о силах и средствах защиты. 

Выделяют несколько обязательных разделов:

  • общие сведения (реквизиты организации и назначение деятельности, режим работы, данные о численности посещения объекта);
  • контактные данные сотрудников и служб, которые должны быть проинформированы о ситуации на объекте в первую очередь;
  • схемы возможных происшествий, а также архивные материалы об уже произошедших несчастных случаях (если таковые имеются);
  • учения и тренировки, проводимые на объекте, с целью правильного реагирования для предотвращения ЧС;
  • силы и средства охраны (видеофиксация, оповещение громкоговорящей связью, металлодетекторы, запасные выходы, сигнализации);
  • ситуационные планы, схемы коммуникаций;
  • акт осмотра подписанный всеми членами назначенной комиссии;
  • рекомендации, выводы, памятки для граждан и персонала, обслуживающего объект. 

Названия разделов не определены конкретно законом. В зависимости от категории помещений и их сферы влияния министерствами могут быть предусмотрены дополнительные требования к документу. 

Согласование

Последний этап. Для его прохождения мы оформляем от 2 до 6 паспорта террористической защищенности объекта с печатью организации и визируем у руководителя объекта, а затем отдаем в исполнительные органы на согласование.

Количество копий зависит от количества задействованных ведомств. Это определяется на этапе формирования комиссия на основании исходных данных организации. 

После согласования один паспорт безопасности антитеррористической защищенности остается на территории заказчика.

Срок действия готового паспорта от трех до пяти лет. В некоторых случаях его пересматривают раньше отведенного времени.  

Ответственность за отсутствие паспорт антитеррора

Административная ответственность предусмотрена для всех, у кого не оформлен паспорт безопасности на объекте, на котором согласно законодательству он должен быть составлен и согласован. 

Размеры штрафов:

  • 3000 руб. - 5000 руб. - частным лицам;

  • 30 000 руб. - 50 000 руб. - должностным и ответственным лицам;

  • 100 000 руб. - 500 000 руб. - юридическим лицам.

Также возможна приостановка деятельности на 90 суток. Чтобы избежать штрафов, оформлять паспорт нужно как можно раньше, в идеале еще на этапе открытия.

Для вашего удобства мы предлагаем 2 варианта сотрудничества:

«Дистанционный» «Под ключ»
Наименование работ: Вы готовы самостоятельно согласовывать паспорт с инстанциями, но нужна поддержка в виде готовых сопутствующих документов и помощи от завышенных требований Вы не готовы самостоятельно заниматься сложным согласованием и категорированием. Делегируете нам задачу - а сами занимаетесь своим бизнесом.
Приказ о назначении комиссии, инициативные письма в органы, акт категорирования + +
Прием комиссии, общение с согласующими органами (личное присутствие нашего эксперта) --- +
Разработка паспорта антитеррористической защищенности + +
Согласование паспорта в контролирующих органах (коммуникация с гос.органами, ответы на неудобные вопросы от гос.органов) --- +
Постгарантийное обслуживание в течении 6 месяцев при необходимости корректировки паспорта + +
Гарантийный период + +
2 журнала + +
Обучение ответственного по АТЗ + +
Заказать
Заказать

Ответы на популярные вопросы

Кому нужен паспорт антитеррористической защищенности объекта?

Ответственность за наличие паспорта антитеррористической защищенности на объекте возложена на руководителя эксплуатирующей организации. Он или занимается разработкой документа самостоятельно или нанимает стороннюю организацию, которая оказывает подобные услуги.

Как сделать паспорт АТЗ? 6 этапов

Документ необходимо согласовывать во всех инстанциях, специалисты которых работали в комиссии по категорированию объекта. Обычно это представители муниципалитета и силовых структур - Росгвардии, ФСБ и МЧС. Кроме того, к согласованию привлекаются контролирующие объект ведомства, например, профильное министерство - культуры, спорта или образования.

Этапы разработки паспорта антитеррора

По одному экземпляру документа передается на хранение в каждый контролирующий орган. Еще один экземпляр паспорта должен находиться непосредственно на объекте.
 

Как проходит согласование паспорта террористической безопасности

Документ визируется руководителем эксплуатирующей организации и ответственными сотрудниками контролирующих инстанций.

Актуализация паспорта антитеррористической защищенности

Данный этап проходит раз в пять лет. При изменении площади или других параметров.

Паспорт террористической безопасности объекта. Заказать!
Образец чек листа разработки и согласования вы можете скачать при расчете стоимости.

Состав документа паспорта безопасности антитеррористической защищенности

Перечень включаемых в паспорт антитеррористической защищенности объекта определяется его функциональным назначением. Стандартная структура документа выглядит следующим образом:

  • аннотация, в которой описываются задачи оформления документа;

  • лист с изменениями и корректировками, внесение которых не требует составления нового антитеррористического паспорта объекта;

  • общие эксплуатационные и технические данные об объекте и уровне его защищенности, включая численность персонала и посетителей, этажность, описание конструктивных и архитектурных решений и т.д.;

  • перечень используемых на объекте систем защиты и безопасности, включая охранно-пожарную сигнализацию, системы пожаротушения и другие инженерные коммуникации;

  • список существующих рисков, вызванных вероятной угрозой проведения теракта на территории объекта;

  • перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для повышения уровня защищенности объекта от террористической угрозы;

  • выводы о том, возможно ли дальнейшая безопасная эксплуатация объекта;

  • графический раздел, включающий различные планы, технические документы, проектно-строительную документацию и другие подобные сведения.

 

Необходимые для оформления паспорта антитеррористической защищенности документы

Составление антитеррористического паспорта в соответствии с требованиями актуального законодательства предусматривает изучение большого массива информации об объекте. Главный ее источник - комплект документов, предоставляемый владельцем или эксплуатирующей организацией. В его состав входят:

  • документы об учреждении и регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;

  • документация на объект - проектная, эксплуатационная и техническая, которая включает поэтажные планы, выкопировку земельного участка, различные виды паспортов - кадастровый, технический, БТИ, схемы прокладки инженерных коммуникаций и другие подобные сопроводительные документы;

  • справка о штатной численности персонала предприятия и максимальном количестве посетителей, которые могут присутствовать на объекте;

  • список охранно-защитных автоматизированных систем, средств и оборудования, установленных и используемых на объекте;

  • другая документация, перечень которой определяется экспертом на стадии подготовки к составлению паспорта АТЗ здания или сооружения.

Наши сотрудники составили опросник для упрощения процедуры сбора информации. После его заполнения мы сразу приступим к оформлению.