Паспорт безопасности объекта

Компания “Эталон Гарант” выполняет работы по оформлению паспорта безопасности объекта. Услуга предоставляется профессиональными экспертами в области антитеррористической безопасности предприятий.
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Кому и на каком основании нужно оформить паспорт безопасности

В настоящее время применяются две основных разновидности рассматриваемого документа. Первая из них - это паспорт безопасности ОПО. Он разрабатывается для производственных объектов, признанных опасными, и содержит сведения о соблюдении при их эксплуатации требований промышленной безопасности. Основным регламентирующим законодательным актом в этом случае выступает №116-ФЗ, который был принят 21.07.1997 года, а сегодня действует в редакции от 29.07.2018 года.

Вторая разновидность документа - паспорт безопасности и антитеррористической защищенности (ПАТЗ). Он разрабатывается для мест массового скопления людей, к которым относятся, например, школы, стадионы, торговые центры и другие подобные объекты. Регламентирует предъявляемые к этому документу требования №35-ФЗ, принятый 06.03.2006 года, в актуальной на данный момент редакции от 18.04.2018 года.

На основании каких законов оформляется паспорт безопасности

«Эталон Гарант» имеет опыт оформления паспорта безопасности для объектов любой сложности. Его разработкой занимается команда специалистов, которые понимают принципы, лежащие в основе антитеррористической безопасности.

Паспорт безопасности объекта - это документ, в котором содержатся сведения об уровне защищенности и охраны здания, сооружения или территории в случае террористической угрозы, а также описываются мероприятия для его безопасной эксплуатации.

Базовый документ отечественного законодательства в сфере антитеррористической защищенности - №35-ФЗ от 6 марта 2006 года. Он неоднократно корректировался в результате чего актуальной на данный момент является версия Федерального закона от 29 марта 2019 года.

Для исполнения требований было утверждено ПП №1244 от 25.12.2013г. (последняя редакция 15.05.2019 №594)  согласно которому составлены правила разработки паспортов антитеррористической защищенности.

На сегодняшний день существует более 30-ти постановлений разработанных для объектов разного назначения, например для аптек, школ, торговых объектов и т.д. Аналогичная обязанность предусмотрена для организаций, которые относятся к важным инфраструктурным объектам, например, АЭС, ТЭЦ, очистным сооружениям и т.д.

Правила разработки и требования к содержанию паспорта безопасности торговых объектов определены ПП №1273, датированным 19 октября 2017 года. В документе описывается еще и процедура категорирования объектов. Действие нормативного акта распространяется на:

  • магазины;

  • торговые комплексы;

  • супер- и гипермаркеты;

  • рынки - крытые и открытые;

  • ярмарки;

  • торговые павильоны и киоски;

  • другие помещения и здания, которые используются для ведения торговли.

Категорирование торговых объектов происходит на основании нескольких критериев. Главными из них выступают три:

  • количество террористических актов и попыток их совершения, случившиеся в регионе в течение трех последних лет;

  • прогнозируемая численность пострадавших в результате теракта;

  • величина материального ущерба в случае атаки террористов.

 

В качестве дополнительных критериев категорирования используются такие:

  • количество террористических актов и попыток их совершения, случившиеся в регионе в течение последнего года;

  • число объявлений в регионе режима террористической угрозы любого уровня за 3 года;

  • такой же показатель, но рассчитанный за последние 12 месяцев.

 

На основании анализа перечисленных критериев каждому объекту присваивается определенная категория опасности. Пороговые значения параметров приведены в таблице.

 

Категория/критерий

Число терактов за 3 года

Пострадавшие (прогноз)

Материальный ущерб (прогноз), млн. руб.

1

более 4

от 1 тыс. чел.

свыше 50

2

от 1 до 4

от 200 до 1 000 чел.

от 15 до 50

3

нет

от 50 до 200 чел.

от 5 до 15

 

Классификация торговых объектов по уровню опасности производится по стандартной схеме и предусматривает присвоение одной из трех категорий. Для некоторых объектов, например, медицинских или спортивных, введено 4 категории.

Аббревиатура расшифровывается как “место массового пребывания людей”. В общем случае необходимость разработки паспорта безопасности любого объекта определяется на основании одного критерия - количества человек, которые могут находиться на его территории единовременно.

К местам массового скопления людей относятся объекты самого разного функционального назначения, включая:

  • торговые центры, магазины, рынки;

  • спортивные сооружения, здания и отдельные помещения, используемые для занятия физкультурой;

  • образовательные учреждения;

  • медицинские организации;

  • административные здания;

  • объекты культурной сферы и т.д.

Если значение этого параметра равняется или превышает 50, объект относится к ММПЛ, а его эксплуатация предусматривает оформление документа. Невыполнение этого требования считается административным нарушением и наказывается штрафом. Его величина зависит от статуса нарушителя, в роли которого выступает собственник или эксплуатирующая организация:

  • гражданин и ИП штрафуется на 3-5 тыс. руб.;

  • должностное лицо - на 30-50 тыс. руб.;

  • компания - на 300-1000 тыс. руб.

 

Требования к паспорту безопасности объекта, отнесенного к ММПЛ, определяется в зависимости от присвоенной категории. Она устанавливается комиссией, в состав которой входят представители собственника или эксплуатирующей объект организации, муниципальных властей и силовых ведомств.

 

Категорирование проводится на основании базового критерия - прогнозируемой численности пострадавших в результате террористического акта на объекте. Для каждой категории установлены пороговые значения этого показателя:

  • 1 категория - свыше 1 тыс. человек;

  • 2 категория - от 200 до 1000;

  • 3 категория  - от 50 до 200.

Правила разработки паспортов безопасности для некоторых мест массового пребывания людей - объектов здравоохранения, торговли, образования и т.д. - регламентируются дополнительными нормативными актами. Их классификация нередко предусматривает наличие еще одной - 4-й категории опасности.

Паспорт безопасности объектов гостиничного типа входит в число документов, обязательных для их эксплуатации. Необходимость его разработки подтверждается внесением в перечень мест массового пребывания людей. Такое решение принимается органами местной власти. Требование разработки документа распространяется на следующие объекты:

  • гостиницы;

  • отели;

  • хостелы;

  • общежития;

  • другие заведения гостиничного типа.

 

Требования к содержанию паспорта безопасности объектов гостиничного типа регламентированы ПП №272 и ПП №447, датированными, соответственно, 25 марта 2015 года и 14 апреля 2017 года. Первый нормативный акт определяет правила оформления документа для ММПЛ, а второй - конкретно для гостиниц и других средств размещения.

 

Перечень требования в области безопасной эксплуатации подобных объектов зависит от категории потенциальной опасности. Она определяется на основании трех параметров, значения которых для каждой из 4-х возможных категорий приведены в таблице.

 

Категория/критерий

Число терактов и попыток терактов в регионе за год

Количество пострадавших в результате теракта (прогноз)

Материальный ущерб в результате теракта (прогноз)

I

1

от 1 тыс. чел.

от 0,8 млрд. руб.

II

-

200-1000 чел.

150-800 млн. руб.

III

-

50-200 чел.

50-150 млн. руб.

IV

-

до 50 чел.

до 50 млн. руб.

 

Оценку каждого из перечисленных параметров проводит комиссия по категорированию. В ее состав входят представители местной власти, силовых структур, собственника и/или эксплуатирующей организации. Результат работы комиссии оформляется актом категорирования. Он становится базовым документом для разработки паспорта безопасности объекта.

Требования к уровню антитеррористической защищенности спортивных объектов выше, чем к обычным местам массового скопления людей. Они регламентируются ПП №202, датированным 6 марта 2015 года (в редакции от 9 ноября 2019 года), и должны быть отражены в паспорте безопасности объекта.

Действие документа распространяется на любые здания, помещения и плоскостные сооружения, предназначенные для занятий спортом и физической культурой. К ним относятся:

  • стадионы и дворцы спорта;

  • фитнес- и оздоровительные центры;

  • тренажерные, гимнастические и спортивные залы;

  • ледовые площадки - крытые и открытые;

  • площади и залы для занятий спортивными играми;

  • другие подобные объекты.

 

Этапы оформления паспорта безопасности спортивного объекта:

  1. Категорирование спортсооружения. Производится комиссией, созданной из представителей собственника, профильного ведомства (Минспорта), местных властей (для масштабных объектов) и силовых ведомств (ФСБ, Росгвардия, МЧС).

  2. Разработка документа. Включает анализ собранной об объекте информации. Выполняется на базе акта комиссии по категорированию. Включает перечень мер по повышению уровня защищенности спортивного сооружения.

  3. Согласование паспорта. Предусматривает направление документа во все органы власти и структуры, представители которых участвовали в комиссии по категорированию.

 

Классификация спортивных объектов по уровню опасности предусматривает присвоение одной из 4-х категорий. Для определения степени риска используется три критерия:

  • количество терактов и их попыток в регионе, случившихся за последние 12 месяцев;

  • прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения на объекте террористического акта;

  • прогнозируемый размер материального ущерба в случае атаки террористов.

 

Значения каждого из критериев, которые учитываются при присвоении объекту категории опасности, приведены в таблице.

 

Критерий

Категория опасности

1

2

3

4

Количество террористических актов в регионе за год (фактических и попыток)

от 5

3-4

1-2

нет

Численность пострадавших (прогноз), человек

от 500

101-500

31-100

до 30

Материальный урон (прогноз), млн. руб.

от 500

100-500

30-100

до 30

Плоскостные сооружения открытого типа, используемые для занятий спортом, относятся к последней, 4-й категории опасности. Разработка паспорта безопасности требуется для объектов всех четырех категорий.

Требования к разработке и оформлению паспорта безопасности объектов культуры определены положениями №35-ФЗ (принят 6 марта 2006 года) и ПП №176 (принято 11 февраля 2017 года). Действие нормативных документов распространяется на следующие объекты:

  • театры;

  • кинотеатры;

  • музеи;

  • выставочные залы;

  • галереи;

  • другие подобные здания, сооружения и помещения.

Перечень требований к защищенности объектов культуры, зависит от категории потенциальной опасности. Она устанавливается комиссией по категорированию на основе трех критериев:

  • количества терактов и попыток их совершения на территории региона, где находится объект, в течение года;

  • возможной численности пострадавших в результате теракта;

  • прогнозируемого размера материальных убытков, ставших следствием атаки террористов.

 

Результат работы комиссии оформляется в виде акта категорирования, который присваивает объекту одну из трех категорий. Значения критериев оценки для каждой приводятся в таблице. Классификация некоторых объектов другой ведомственной принадлежности (спортивных, медицинских) предусматривает разделение на четыре категории.

 

Критерий/категория

Первая

Вторая

Третья

Количество терактов

от 5

1-5

нет

Число пострадавших

от 500 чел.

50-500 чел.

до 50 чел.

Ущерб

от 50 млн. руб.

1-50 млн. руб.

до 1 млн. руб.

Порядок разработки паспорта безопасности объектов образовательной сферы установлен положениями ПП №1421 (утверждено 7 ноября 2019 года). В этом же документе определяются правила категорирования образовательных учреждений, которые предусматривают применение трех критериев:

  • возможное в результате теракта количество пострадавших;

  • прогнозируемый материальный ущерб;

  • количество террористических актов и попыток их осуществления в регионе нахождения объекта за последние 12 месяцев.

Действие правил оформления паспорта безопасности распространяется на все виды образовательных организаций, в число которых входят:

  • вузы;

  • ссузы;

  • школьные и дошкольные образовательные учреждения;

  • центры дополнительного профессионального образования;

  • организации, которые занимаются проведением аттестации и курсов повышения квалификации;

  • другими учреждениями, занятыми оказанием образовательных услуг.

 

Оценка значения каждого из перечисленных параметров проводится комиссией по категорированию. Результатом ее работы становится итоговый акт, которым объекту присваивается одна из трех категорий:

  • первая (значения критериев в порядке очередности - более 500 человек, от 50 млн. руб., свыше трех терактов или попыток);

  • вторая (100-500 человек, 5-50 млн. руб., 1-3 теракта или попытки);

  • третья (до 100 человек, до 5 млн. руб., терактов и попыток не было).

Для категорирования образовательных учреждений по уровню опасности используется стандартная классификация из трех категорий. Для ряда объектов, подконтрольных другим ведомствами - Минспорту или Минздраву - введена еще одна, четвертая, категория опасности.

Процедура оформления паспорта безопасности объектов системы здравоохранения регламентируется №35-ФЗ от 6 марта 2006 года и двумя ПП - №8 (датировано 13 января 2017 года) и №357 (датировано 29 марта 2019 года). Последний нормативный акт устанавливает как актуальные требования к содержанию документа, так и правила категорирования медицинских организаций.

Положения перечисленных правовых актов распространяются на все объекты сферы здравоохранения, включая:

  • больницы;

  • поликлиники;

  • медицинские учреждения стационарного и амбулаторного типа;

  • диагностические центры;

  • другие организации, предоставляющие медицинские услуги.

 

Каждому такому объекту присваивается одна из 4-х категорий на основании двух критериев. Первый - прогнозируемое в случае теракта количество пострадавших, второй - вероятный в подобной ситуации ущерб экономике. Граничные значения параметров для всех категорий опасности обобщены в таблице.

 

Категория опасности

Численность пострадавших, чел.

Экономический ущерб, млн. руб.

1-я

от тысячи

от 100

2-я

от 500 до тысячи

от 50 до 100

3-я

от 50 до 500

от 30 до 50

4-я

до 50

до 30

Основанием для присвоения объекту категории становится акт категорирования, разработанный специальной комиссией. Она включает представителей профильного министерства (Минздрава), местных муниципальных властей, самого медицинского учреждения и силовых структуры. Все они участвуют и в согласовании паспорта безопасности объекта, который разрабатывается с учетом категории опасности медицинского учреждения.

Основанием для разработки паспорта безопасности объекта промышленности выступают два Федеральных закона - №35-ФЗ и №116-ФЗ. Они регламентируют основные требования в области антитеррористической и промышленной безопасности различных производственных предприятий, в число которых входят:

  • промышленные комплексы;

  • заводы;

  • цеха, оснащенные оборудование и занимающиеся производством изделий, товаров или конструкций.

 

Положения Федеральных законов дополняет ПП №1413, датированное 18 декабря 2014 года. Документ определяется процедуру категорирования подобных объектов, которая выполняется на основании трех базовых критериев:

  • масштабов вероятного ущерба;

  • оценочной численности людей, пострадавших во время теракта;

  • прогнозируемого размера материального урона, нанесенного объекту атакой террористов.

 

На основании перечисленных параметров каждому объекту присваивается одна из трех категорий потенциальной опасности, две из которых дополнительно подразделяются на две подкатегории:

  • высокая (В). Последствия теракта или ЧС носят федеральный, межрегиональный или региональный масштаб. Количество пострадавших варьируется в пределах 50-500 человек, материальный ущерб - от 5 до 500 млн. руб. В зависимости от конкретных значений критериев объекту присваивается подкатегория В1, В2 или В3;

  • средняя (С). Последствия носят муниципальный или межмуниципальный масштаб. Численность пострадавших и размер урона составляют, соответственно, 10-50 человек и 100 тыс. - 5 млн. руб. Выделяют две подкатегории таких объектов - С1 и С2;

  • низкая (Н). Последствия имеют локальный характер. Число пострадавших не превышает 10 человек, а величина ущерба - 100 тыс. руб.

В зависимости от присвоенной производственному предприятию категории определяется перечень требований в области защищенности. Он в обязательном порядке отражается в паспорте безопасности объекта.

Объектами сферы здравоохранения считаются учреждения, предназначенные для предоставления населению медицинской и социальной помощи. Они различаются по функциональному назначению, формам собственности, режиму работы и другим параметрам. К числу объектов сферы здравоохранения относятся:

  • больницы;

  • поликлиники;

  • медицинские центры;

  • амбулатории;

  • стационары;

  • другие организации, оказывающие медицинские услуги и реализующие меры социальной поддержки.

Обязательным условием законной деятельности подобных организаций выступает обеспечение безопасности людей - и персонала, и посетителей учреждения. Положения ПП №8 (датируется 13 января 2017 года) устанавливают необходимость разработки паспорта безопасности объектов сферы здравоохранения.

Процедура оформления и согласования паспорта проходит в три этапа. На первом объекту присваивается одна из 4-х категорий. Категорирование проводится специально созданной комиссией из представителей Минздрава, самого учреждения, местных властей и силовых структур (ФСБ, МЧС, Росгвардия). Критерии для присвоения категории и пороговые значения этих параметров приведены в таблице.

 

Критерий оценки

Категория

1

2

3

4

Численность пострадавших в ходе теракта (прогноз, чел.)

от тысячи

500-1000

50-500

до 50

Материальный урон от атаки террористов (прогноз, млн. руб.)

от 100

50-100

30-50

до 30

Второй этап - непосредственная разработка паспорта безопасности объекта. Содержание документа определяется с учетом присвоенной категории потенциальной опасности.


Третий этап - получение необходимых согласований. Они должны быть получены у всех структур и органов власти, представители которых работали в комиссии по категорированию.

 

Порядок оформления паспорта безопасности объектов медицинской сферы, включая аптеки, установлен ПП №8 (датируется 13 января 2017 года). В Постановление несколько раз вносились поправки: последняя - 29 марта 2019 года - после принятия ПП №357.

Требования к содержательной части и оформлению паспорта безопасности определяются не только функциональным назначением аптеки, но и уровнем возможной угрозы. Он оценивается категорией, которая присваивается любому подобному объекту. Процесс категорирования осуществляется комиссией из представителей муниципалитета, Минздрава, самой аптеки и силовых структур.

Для оценки уровня потенциальной опасности используются два критерия: вероятная численность пострадавших и прогнозируемый размер ущерба. В зависимости от конкретных значений параметров объекты делятся на 4 категории.

  • 1-я - численность пострадавших более тысячи человек, а ущерб - 100 млн. руб.;

  • 2-я - значения параметров находятся в таких границах - от 500 до тысяч человек и от 50 до 100 млн. руб.;

  • 3-я - аналогичные значения критериев варьируются в пределах 50-500 человек и 30-50 млн. руб.;

  • 4-я - до 50 человек и до 30 млн. руб.

После разработки паспорт согласовывается со всеми ведомствами и органами власти, которые участвовали в деятельности комиссии по категорированию. Получение всех необходимых виз означает вступление документа в силу.

Бизнес-центры классифицируются как места массового скопления людей. Поэтому их эксплуатация предусматривает обязательное оформление паспорта безопасности объекта. К бизнес-центрам приравниваются здания разного функционального назначения, включая:

  • конгресс-отели;

  • офисные центры, предоставляющие комплекс сопутствующих бизнесу услуг;

  • банковские и финансовые учреждения, например, биржи;

  • бизнес-инкубаторы и другие образовательные учреждения в сфере предпринимательства.

 

Правила разработки документа зависят от уровня возможной угрозы, который определяется категорией опасности. Каждый бизнес-центр относится к одной из трех категорий:

  • первая - если на объекте единовременно могут находиться тысяча и более человек;

  • вторая - значение этого параметра составляет от 200 до тысячи человек;

  • третья - количество одновременно находящихся в бизнес-центре людей варьируется от 50 до 200.

Порядок оформления и требования к содержательной части паспорта безопасности бизнес-центра определены ПП №272 (датируется 25 марта 2015 года). Необходимость разработки документа подтверждается включением объекта в перечень мест массового скопления людей. Решение об этом принимают муниципальные органы власти.

Присвоением объекту категории опасности занимается комиссия, в состав которой входят представители:

  • собственника и/или эксплуатирующей бизнес-центр организации;

  • местных властей;

  • силовых ведомств - МЧС, ФСБ и Росгвардии.

Эти же структуры принимают участие в согласовании документа. Им передается на хранение по одному экземпляру согласованного паспорта.

Необходимость и порядок разработки паспорта безопасности объектов общественного питания, включая рестораны, установлен ПП №272 (вступило в силу 25 марта 2015 года). Нормативный акт относит рестораны, кафе, бары и другие заведения общепита к местам массового скопления людей. Действие документа распространяется на те объекты, на которых могут одновременно присутствовать 50 и более человек, включая обслуживающий персонал и посетителей.

Перечень требований в области защищенности ресторана зависит от присвоенной ему категории опасности. Она определяется на основании единственного критерия - прогнозируемого количества пострадавших в случае теракта на территории объекта:

  • если значение параметра превышает тысячу человек, ресторан относится к первой категории;

  • в случае, когда общее количество персонала и посетителей более 200, но не превышает тысячу человек, объект получает вторую категорию;

  • заведения общепита со значением рассматриваемого критерия в пределах от 50 до 200 человек, классифицируются к третьей категории.

Описанная классификация, которая предусматривает три категории, считается традиционной. Для ряда объектов, например, спортсооружений или учреждений здравоохранения, вводится еще одна - четвертая - категория потенциальной опасности.

Процедура разработки и согласования паспорта безопасности объектов, признанных критически важными, определена рядом законодательных и нормативных актов. К числу основных относятся:

  • №68-ФЗ (датируется 21 декабря 1994 года). Регламентирует требования по защите населения страны в случае аварийных и чрезвычайных ситуаций;

  • ПП №268 (датируется 20 марта 2019 года). Вводит в действие форму паспорта безопасности объектов, подведомственных “Роскосмосу”;

  • ГОСТ Р 22.2.06-2016 (вступил в силу 29 июня 2016 года после подписания Приказа №723-ст по Росстандарту). Представляет собой российский стандарт безопасности, действующий во время ЧС.

Действие приведенных документов распространяется на КВО, к числу которых относятся:

  • здания и сооружения, в которых размещаются высшие государственные органы власти и управления;

  • объекты, прекращение деятельности которых приведет к угрозе национальной безопасности или резкому ухудшению условий проживания населения;

  • объекты, уничтожение которых может вызвать экологическую, техногенную или экономическую катастрофу.

 

Перечень КВО определяется органами государственной власти всех уровней. Требования по обеспечению безопасной эксплуатации критически важных объектов постоянно ужесточаются, что объясняется принятием новых нормативных актов и внесением поправок в уже существующие.

 

Действующая правовая база устанавливает следующую процедуру разработки и согласования паспорта безопасности КВО:

  • установление необходимости оформления путем проверки включения объекта в перечень критически важных объектов;

  • присвоение КВО категории потенциальной опасности;

  • формирование комплекта исходной документации и сбор информации об объекте;

  • определение требуемого уровня защищенности и резервов для его достижения;

  • составление плана мероприятий по реализации выявленных резервов;

  • оформления паспорта безопасности КВО;

  • согласование документа с заинтересованными ведомствами, включая органы местной и федеральной власти, МЧС, ФСБ и Росгвардию.

Необходимость оформления паспорта безопасности для объектов топливно-энергетического комплекса установлена требованиями №35-ФЗ. Порядок их категорирования и разработки документа определен Приказом №48 по Минэнерго (датируется 10 февраля 2012 года). Его положения дополняются несколькими ведомственными нормативными актами.

Согласно действующей классификации, в ТЭК входят предприятия, занятые в следующих видах деятельности:

  • электроэнергетика;

  • нефте- и газодобыча;

  • нефтепереработка;

  • угольная, сланцевая и торфяная отрасли промышленности;

  • нефте- и газотранспортировка;

  • тепло- и газоснабжение.

Перечень требований в сфере безопасной эксплуатации объектов ТЭК определяется с учетом нескольких основных критериев. В их числе:

  • включение объекта в перечень КВО и/или ОПО;

  • оснащение объекта техническими системами и оборудованием, которые классифицируются как пожаро- и взрывопожароопасные (категории А, Б, В1 и В2);

  • работа объекта в рамках стратегически значимых систем жизнедеятельности.

Перечень объектов, которые подлежат обязательной охране территориальными подразделениями Росгвардии, установлен Распоряжением российского Правительства №928-р. Документа подписан премьер-министром Медведевым Д.А. и периодически обновляется.

По состоянию на сегодняшний день в перечень входят:

  • административные здания, в которых размещаются суды, органы прокуратуры, счетная палата ПФР и фонда социального страхования;

  • головной офис и подразделения Центробанка России;

  • государственные архивы;

  • объекты, подведомственные Русгидро;

  • международные аэропорты;

  • комнаты хранения оружия и другие.

Уровень обеспечиваемой структурами Росгвардии безопасности объекта определяется на основании присвоенной ему одной из трех категорий:

  • высокой значимости - проблемы в работе учреждения приведут к потерям федерального или межрегионального масштаба;

  • средней значимости - масштаб потерь на региональном или межмуниципальном уровне;

  • низкой значимости - потери носят муниципальный или местный характер.

Необходимость разработки паспорта безопасности автоцентра определяется несколькими законодательными и нормативными актами. В их числе:

  • №35-ФЗ, в котором содержатся требования к уровню защищенности объектов различного функционального назначения;

  • ПП №1273, определяющий порядок категорирования объектов в качестве мест массового скопления людей;

  • Перечень объектов торговли, для которых оформления паспорта безопасности является обязательным условием эксплуатации. Его ведением занимаются региональные и местные власти.

 

Требования к содержанию паспорта безопасности автомобильного центра устанавливаются в зависимости от категории опасности, присвоенной объекту. Процедура категорирования проводится на основании двух критериев:

  • уровня потенциальной угрозы террористической атаки;

  • прогнозируемых масштабов негативных последствий, наступающих в результате совершения теракта.

 

Действующая классификация предусматривает присвоение автомобильному центру одной из трех категорий опасности:

  • первая. Расположен в регионе, в котором за последние три года было совершено или предотвращено 4 и более терактов. Вероятное количество пострадавших превышает тысячу человек, а размер ущерба - 50 млн. руб.;

  • вторая. Находится в субъекте РФ, на территории которого за 3 года осуществлено или предотвращено от 1 до 4 террористических актов. Численность пострадавших составляет от 200 до тысячи человек, размер ущерба - от 15 до 50 млн. руб.;

третья. Размещается в регионе, где не было терактов за последние три года. Прогнозируемое число пострадавших равняется 50-200 человекам, а размер материального ущерба - 5-15 млн. руб.

Стоимость оформления

Расценки на составление и согласование паспорта безопасности определяются в индивидуальном порядке. Итоговая стоимость зависит от следующих факторов:

  1. уровень существующей террористической угрозы;

  2. месторасположение объекта;

  3. масштабы и специфика осуществляемой деятельности;

  4. функциональное назначение объекта;

  5. срочность составления паспорта безопасности.

Цена паспорта безопасности начинается от 15 000 руб.

Штрафы за отсутствие паспорта безопасности

Административная ответственного предусмотренная за отсутствие паспорта безопасности подразумевает штрафы. Их размер зависит от статуса ответственного лица. 

  • 3000 руб. - 5000 руб. - частным лицам;

  • 30 000 руб. - 50 000 руб. - должностным и ответственным лицам;

  • 100 000 руб. - 500 000 руб. - юридическим лицам.

Также могут приостановить деятельность предприятия до 90-та суток. 

Чтобы избежать штрафных санкций, оформляйте паспорт безопасности вовремя, желательно на этапе регистрации остальных документов, до введения объекта в эксплуатацию. Выбрать свой объект.

Этапы разработки и согласования паспорта безопасности

1
Сбор информации об организации и объекте
2
Создание комиссии
3
Категорирование
4
Формирование паспорта
5
Согласование
Сбор информации об организации и объекте

Информация об объекте: реквизиты организации, профиль и режим работы, характеристика местоположения. Если есть арендаторы, то  подробная информацию о них. 

Сведения о персонале и арендаторах: численность сотрудников с указанием данных ответственных лиц (телефон, адрес проживания). Краткие данные о средней и максимальной посещаемости объекта и численности сотрудников работающих в одну смену.  

Ситуационные планы и схемы: поэтажный план, схема эвакуации при ЧС, сводный план инженерных сетей.

Все эти документы необходимо собрать в единый пакет в соответствии с требованиями местных исполнительных органов отвечающих за соблюдение безопасности.

Создание комиссии

Создание комиссии начинается с формирования списка представителей уполномоченных органов Рос Гвардии, правообладателя объекта, работников, экспертов из числа уполномоченных проводить экспертизу безопасности объекта. 

Состав комиссии зависит от типа объекта. Как правило среди членов комиссии могут быть представители: МЧС, Минздрава, Минобразования, МВД, Росгвардии. 

Возглавляет комиссию уполномоченный руководитель объекта.

Для созыва комиссии мы рассылаем письма в исполнительные органы, записываемся на прием и договариваемся о встрече всех членов комиссии в определенный день.

Таким же образом оповещаем собственника, на чьей территории расположен объект, о необходимости присутствовать.

Категорирование

Для каждой категории объекта устанавливаются свои требования и, как следствие, разрабатываются мероприятия обеспечивающие защищенность от терактов и других кризисных ситуаций. Поэтому еще до разработки паспорта безопасности каждому объекту присваивается категория на основании осмотра, который проводит комиссия.

Показатели, влияющие на определение категории объекта:

  • массовость пребывания людей;

  • материальный ущерб;

  • ущерб окружающей среде;

  • зона чрезвычайной ситуации (ЧС).

Достаточный объем информации по объекту или территории позволяет членам комиссии провести анализ, и сделать выводы о категории опасности. Также по результатам осмотра могут быть назначены рекомендации, применив которые можно улучшить состояние объекта.

Формирование паспорта

В течение месяца после встречи членов комиссии составляется сам паспорт. Основнае его цель регламентировать порядок действий при наступлении терраристической угрозы. Паспорт подтверждает наличие на объекте средств необходимых в экстренном случае для связи с исполнительными органами, отвечающими за террористическую безопасность.

В готовом варианте паспорт состоит из нескольких разделов :

  • аннотации;

  • сведений об изменениях вносимых в паспорт (если таковые были);

  • данные об организации;

  • данные о персонале;

  • анализ и моделирование вероятных кризисных событий;

  • мероприятия по обеспечению безопасности; 

  • описание сил и средств охраны;

  • ситуационные схемы;

  • схемы коммуникаций жизнеобеспечения;

  • контактные данные правоохранительных организаций;

  • выводы о степени риска; 

  • приложение со схемами коммуникаций и рекомендациями по исполнению инструкций.

Согласование

Предоставить на согласование необходимо от 2 до 5 экземпляров, в зависимости от объекта и состава комиссии. Согласовывать паспорт необходимо в каждом из задействованных в комиссии ведомств. Если паспорт успешно согласован, то копия остается в каждом из них и один экземпляр должен находиться на объекте.

Необходимая документация

Оформление паспорта безопасности объекта предполагает изучение и тщательный анализ больших объемов информации. Главным ее источником выступает комплект документов, предоставленных владельцем предприятия или эксплуатирующей объект организацией. В его состав обычно входят:

  • регистрационные и учредительные документы компании или ИП;

  • различные виды документации на объект - эксплуатационной, проектной, технической, включая схемы прокладки сетей, планы расположения точек подключения к наружным коммуникациям, планы этажей с экспликацией помещений и т.д. справка о численности штатного персонала объекта и количестве возможных посетителей;

  • перечень оборудования охранных и защитных систем, которые установлены и используются на объекте;

  • другие документы, необходимые для разработки паспорта безопасности.

Чтобы упростить нашим клиентам процесс сбора документации, мы подготовили простой, но исчерпывающий опросник. После его заполнения  мы сразу приступаем к оформлению.

Типовая структура паспорта

Форма паспорта безопасности объекта и требования к содержанию определяются в зависимости от функционального назначения объекта. Стандартная структура предусматривает наличие следующих разделов:

  • аннотация, включающая описание целей составления паспорта;

  • лист корректировок и изменений, внесение которых не требуется оформления нового документа;

  • основные сведения об объекте, включая эксплуатационные, технические и производственные характеристики, конструктивные и архитектурные особенности, численность посетителей и штатного персонала;

  • список установленных на объекте систем защиты и охраны, используемых в процессе эксплуатации;

  • перечень мероприятий, реализация которых позволит повысить уровень антитеррористической защищенности предприятия или учреждений;

  • список ответственных и должностных лиц, отвечающих за безопасную эксплуатацию объекта;

  • выводы эксперта о возможности дальнейшей эксплуатации предприятия;

  • раздел с графическими документами, в который включаются поэтажные планы здания, схемы прокладки инженерных коммуникаций и другая подобная документация.

Сложности при самостоятельном оформлении

Оформляя паспорт безопасности для своего объекта самостоятельно можно столкнуться с рядом сложностей на каждом этапе. 

Наши клиенты поделились что непросто самостоятельно  разработать паспорт.амые распространенные трудности и ошибки:

При разработке функциональных обязанностей на стадии назначения ответственного за безопасность допускаются ошибки в оформлении, что в свою очередь тормозит следующие этапы разработки.

При составлении писем и отправке в исполнительные органы, допускаются ошибки в содержании письма, адресах подразделений исполнительных органов. Для выяснения регламента и адресата приходится дозваниваться до ответственных лиц, а иногда приезжать в подразделения МЧС, ФСБ или Росгвардии. В зависимости от региона не всегда просто найти нужную информацию на официальных сайтах ведомств.   

При разработке паспорта требуется предоставить план инженерно-технических характеристик объекта в графическом виде. Некоторые органы требуют этот документ в формате, который можно сделать исключительно в платной графической программе.

При указании в паспорте точных сведений об объекте и составление расчета вероятность ошибиться очень велика. 

При согласование в ведомствах возникают трудности связанные с разными требованиями, которые могут предъявлять исполнительные органы. Часто на этом этапе нужно четкое понимание требований закона, чтобы избежать ненужных трат. Компетентность наших сотрудников неоднократно помогала нашим клиентам экономить средства на оформлении документов и содержании объектов после него. 

Оформляя паспорт в Эталон Гарант вы сэкономите свое время и средства, вам не навяжут ненужные услуги и не вынудят оформлять два паспорта, там, где можно обойтись одним. 

Если у вас уже оформлен паспорт безопасности, но его требуется изменить в связи с изменениями в законодательстве, вы можете обратиться за его актуализацией.

Предлагаем вам выбрать более удобную из двух схем сотрудничества

“Дистанционная” “Под ключ”
Состав работ Готовим комплект документов, оказываем консультационную поддержку, согласованием паспорта занимаетесь Вы Выполняем весь комплекс работ вплоть до получения согласований и ввода паспорта в действие
Инициативная документация, приказ о формировании комиссии по категорированию, оформление акта категорирования + +
Координация работы комиссии с постоянным участием нашего эксперта - +
Оформление паспорта антитеррористической защищенности + +
Получение необходимых согласований документа - +
Гарантийный срок + +
Сопровождение практического использования паспорта в течение полугода, при необходимости - внесение изменений + +
Оформление 2-х журналов + +
Обучение лица, назначенного ответственным за АТЗ + +
Заказать
Заказать

Вопрос-ответ

Заказать паспорт безопасности объекта

Правообладатель объекта отвечает за наличие паспорта на объекте. Он может составить его самостоятельно или доверить сторонней организации.

Где согласовывают паспорт безопасности учреждения?

В исполнительных органах государственной власти, например в ФСБ, МЧС и Росгвардии. Также регламент согласования зависит от региональной принадлежности и назначения объекта. К согласованию могут быть привлечены и местные органы, например Министерство образования.

Получение паспорта безопасности объекта. Кто проверяет паспорт?

Уполномоченные сотрудники структур в которых его согласовывали.

Кто должен визировать паспорт безопасности предприятия?

Подписывают документ владелец организации или тот, кому он доверил право подписи, а также представители подведомственных структур.

Где хранится паспорт безопасности зданий и его копии после оформления?

Паспорт изготавливается в нескольких экземплярах. Количество зависит от количества согласующих организаций. Документ может храниться сразу в нескольких местах: на объекте, у владельца предприятия, в согласовывающих организациях.

Разработка паспорта безопасности

Осуществляется правообладателем объекта либо уполномоченной организацией

Команда

Оперативную и качественную работу обеспечивают более квалифицированных сотрудников нашего органа:
аттестированных экспертов, обученных специалистов и менеджеров.

Сергей Николаевич
Руководитель отдела по промышленной безопасности
Егоров Константин
Специалист по промышленной безопасности
Кузнецов Максим
Специалист по промышленной безопасности
Вагнер Виктор
Специалист по промышленной безопасности
Усманов Тимур
Руководитель отдела СРО
Вся команда

Требования от государственных структур по видам объектов.

Получить бесплатную консультацию