Россия
8 (800) 505-49-51
Бесплатно по всей России
Бесплатный звонок Контакты
Меню

Разработка паспорта антитеррористической защищенности в России

Эталон Гарант разработает и согласует паспорт антитеррористической защищенности в России. Все сложности оформления берем на себя.

Узнать стоимость

В современных условиях одной из задач обеспечения глобальной безопасности в масштабах государства становится защита от различных угроз, связанных с потенциально возможными террористическими атаками.

Именно поэтому отечественное законодательство предусматривает обязательное наличие в местах массового скопления людей, каковыми являются различные объекты, постройки, здания или сооружения, паспорта антитеррористической защищенности (ПАТЗ).

Этот документ представляет собой обобщенные данные об объекте, наглядно демонстрирующие фактический уровень его защищенности от существующих на данный момент потенциально возможных террористических угроз.

Бесплатная консультация

Необходимость разработки ПАТЗ

Большинство вопросов, так или иначе касающихся паспорта антитеррористической защищенности, связаны с другим важным термином под названием “место массового пребывания людей”. Он обозначает объект или территорию, которая либо расположена в черте населенного пункта, либо выведена за пределы его границ, а также определенное помещение в здании или сооружении, предназначенное для общего пользования, на которых в один момент времени могут собраться более 50 человек. Именно для таких мест разработка ПАТЗ является обязательной.

Важно отметить, что законодательство, связанное с вопросами обеспечения антитеррористической безопасности, постоянно дорабатывается и корректируется. Это не удивительно, учитывая быстрые изменения в тактике и приемах, применяемых террористами. В частности, в течение 2017 года были введены два нормативных акта, которые являются Постановлениями Правительства РФ:

Подробнее
  • №176, которое было принято 11.02.2017 года и начало свое действие 01.03.2017 года;
  • №447, принятое 14.04.2017 года и вступившее в силу 26.04.2017 года.

Указанные документы утвердили новые требования, касающиеся обеспечения антитеррористической безопасности гостиниц и объектов культурной сферы. Учитывая внесенные в законодательство корректировки, необходимость разработки паспорта антитеррористической защищенности возникает у крупных объектов, которые предоставляют различные услуги населению и, как следствие, являются местами общего пользования.

К подобным объектам относятся:

Показать список
  • различные административные постройки, включая здания, в которых размещаются органы власти, как законодательной, так и исполнительной, а также муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • учреждения сферы здравоохранения, включая различные больницы, поликлиники, амбулатории и другие объекты, рассчитанные на одновременное посещение или пребывание более 50-ти человек;

  • учреждения социальной направленности, которые занимаются приемом граждан и предоставлением им различных услуг;

  • спортивные объекты, предназначенные для занятий физкультурой и спортом, а также для организации и проведения разнообразных массовых культурно-спортивных мероприятий;

  • объекты культурной и развлекательной сферы, включая кинотеатры, концертные залы, музеи, театры, молодежные и детские клубы и т.д.;

  • гостиницы, пансионаты, хостелы, санатории, дома отдыха и другие объекты, предназначенные для временного проживания людей и удовлетворяющие критериям мест массового пребывания;

  • рынки и ярмарки, а также другие постоянные или временные торговые точки, соответствующие установленным сегодня и описанным выше критериям мест массового пребывания;

  • предприятия, занимающиеся любым видом деятельности, и расположенные в зданиях или сооружениях, удовлетворяющих условиям отнесения их к местам массового пребывания;

  • магазины, торговые комплексы и центры, а также другие объекты розничной торговли, площадь которых равна или больше 1 тыс. кв.м;

  • заведения общепита, включая кафе, рестораны, бистро и другие подобные здания и объекты, рассчитанные на 50 и более посадочных мест.

В отдельную группу построек, для которых также одним из обязательных мероприятий выступает разработка ПАТЗ, выделяются инфраструктурные объекты, функционирование которых напрямую связана с обеспечением различными услугами, прежде всего, в коммунальной сфере, большого количества граждан. Речь в данном случае идет о таких объектах, как:

  • сооружения системы водоснабжения, включая водонасосные станции и водозаборные узлы;
  • котельные определенной мощности или функционирующие в круглосуточном режиме;

  • насосные станции, являющиеся частью систем канализации населенных пунктов и отдельных предприятий, которые имеют определенную мощность или также функционирующие в круглосуточном режиме.

Конкретные параметры указанных объектов, которые становятся основанием для обязательного оформления для них паспорта антитеррористической защищенности, устанавливаются на региональном уровне соответствующими решениями и постановлениями руководителей органов госвласти и заинтересованных ведомств, включая МВД, МЧС и ФСБ.

Присвоение объектам категории потенциальной террористической опасности

Одним из важных изменений в отечественной законодательной базе, связанном с достижением требуемого уровня антитеррористической безопасности, стала разработка и утверждение Постановления №272, которое было выпущено Правительством РФ и подписано 25.03.2015 года.

Оно определяет необходимость проведения для любых объектов с возможной посещаемостью, превышающей 50 человек, процедуры категорирования по уровню потенциальной опасности от возможной угрозы со стороны террористических организаций.

Кроме того, данный нормативный акт содержит новую форму ПАТЗ. Именно в соответствие с этим шаблоном рассматриваемый документ должен быть разработан для каждого подобного объекта.

Подробнее

Важным нюансом Постановления №272 является возложение ответственности за реализацию его положений и требований на структуры Росгвардии и МВД. Кроме того, следует отметить, что действие указанного нормативного акта распространяется не только на места массового пребывания, но и на объекты, охрана которых осуществляется подразделениями полиции.

В соответствии с критериями, установленными Постановлением №272, каждому подобному объекту присваивается одна из 3-х категорий:

  • к 1-ой категории данным нормативным актом отнесены объекты, допускающие одновременное пребывание на их территории более 1 тыс. человек;
  • 2-я категория присваивается местам массового пребывания, максимальная одновременная вместимость которых находится в пределах от 200 до 1 тыс. человек;

  • к 3-й категории причислены объекты с максимальным количеством находящихся на них людей в пределах от 50 до 200.

Присвоение объектам категории потенциальной террористической опасности

Задачи составления ПАТЗ

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается по двум главным причинам. Во-первых, таково требование действующего в стране законодательства и, прежде всего, №35-ФЗ, принятого 06.03.2006 года. В пункте 4 статьи 5 данного Федерального закона четко прописана необходимость наличия рассматриваемого документа на каждом объекте, удовлетворяющем критериям мест массового пребывания.

Кроме того, положения федерального законодательства дополняются нормативными актами, принятыми на уровне органов власти регионального и муниципального масштаба, самостоятельно разрабатывающих исчерпывающий список объектов, размещенных на управляемых ими территориях и для которых разработка ПАТЗ является обязательным мероприятием.

Подробнее

Однако, принимая решение о разработке ПАТЗ, необходимо помнить и о второй причине необходимости данного документа. Его наличие требуется не для формального выполнения требований законодательства, а, главным образом, для использования в целях оперативного планирования и реализации намеченных мероприятий.

ПАТЗ попросту необходим для эффективной деятельности по предупреждению террористических угроз и снижению отрицательных последствий потенциально возможного террористического акта, от которого в современных условиях не застрахован никто.

Грамотная разработка ПАТЗ является необходимым условием успешной координации и эффективных действий подразделений ФСБ, МВД и МЧС, направленных на предотвращение возможной террористической атаки или снижение негативных последствий, вызванных ею.

Бесплатная консультация

Мы перезваниваем за 8 секунд

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Структура и содержание ПАТЗ

Как уже было отмечено выше, одной из главных целей составления паспорта АТЗ выступает оперативное использование собранных в нем сведений органами и представителями государственной власти и местного муниципального управления, работниками и ответственными лицами самих объектов, а также работниками подразделений, которые занимаются борьбой с существующей сегодня террористической угрозой (ФСБ, МВД), а также ликвидацией негативных последствий атак со стороны террористов (МЧС).

Учитывая сказанное, становится понятной структура паспорта антитеррористической защищенности, которая представлена в следующей таблице.

Таблица
Наименование раздела Основное содержание данного раздела ПАТЗ
Аннотация Включает основные задачи и цели разработки ПАТЗ
Сведения о корректировках, вносимых в ПАТЗ Раздел заполняется путем указания вносимых в процессе использования паспорта антитеррористической защищенности изменений и корректировок
Общие сведения Содержат основные данные об объекте и организации, его эксплуатирующей, включая реквизиты, вид деятельности, режим и время функционирования , количество посетителей объекта (среднее и максимальное), а также описание местности, где расположен объект или размещается территория
Данные о персонале, работающем на объекте В данном разделе ПАТЗ содержатся данные о количестве работников объекта, числе арендаторов и количестве работающих у них сотрудников, адреса и средства связи руководителей расположенных на объекте организаций, а также общая максимальная численность работающего персонала эксплуатирующей компании и арендаторов, одновременно находящихся на объекте
Потенциально возможные кризисные ситуации, анализ рисков и моделирование развития событий Раздел ПАТЗ содержит сведения о чрезвычайных ситуациях, происходивших на объекте, а также перечень потенциально возможных ЧС и оценку рисков наступления различных негативных последствий в результате потенциально возможной террористической атаки
Перечень мероприятий, направленных на достижение требуемого уровня АТЗ Один из наиболее важных и объемных разделов ПАТЗ. Он включает следующую информацию:
  •  
  • перечень мероприятий, целью которых выступает защита работников объекта и его посетителей;
  • список инженерно-технических действий, направленных на профилактику ЧС;
  • описание имеющихся на объекте систем безопасности и контроля;
  • данные о ресурсах и средствах, привлекаемых в случае наступления ЧС для минимизации ее последствий;
  • перечень должностных лиц, работающих на объекте, и порядок их обязательного оповещения в случае террористической атаки или ЧС
Данные о силах службы охраны и располагаемых ею технических и информационных средствах Подробное описание параметров и технических характеристик системы охраны объекта, включая личный состав, используемые им средства защиты, охраны и связи, наличие ограждения и других защитных сооружений
Ситуационные схемы и планы объекта Данный раздел включает ситуационный и поэтажный план расположенных на территории объекта построек, зданий и сооружений, а также схемы и планы сетей, инженерных коммуникаций, обслуживающих объект или проходящих по его территории
Системы обеспечения жизнедеятельности, расположенные на объекте Описание с указанием основных эксплуатационно-технических параметров наиболее важных систем обеспечения объекта, включая электро-, газо- и водоснабжение, отопление, вентиляцию и кондиционирование, канализацию. Кроме того, в разделе содержится информация о существующих системах защиты указанных инженерных коммуникаций
Комплекс мероприятий по взаимодействию и координации работы служб объекта и правоохранительных органов Раздел ПАТЗ включает перечень должностных лиц с обязательным указанием их контактов, которые работают в структурах ФСБ, МВД и МЧС и являются ответственными по данному объекту. Кроме того, указывается комплекс мер по координации работы подразделений перечисленных ведомств
Список использованной литературы, нормативных актов и других источников информации Стандартный для подобных документов раздел, который включает детальный список использованной при оформлении ПАТЗ технической и нормативно-справочной литературы, законодательных актов, а также других источников информации
Выводы Итоговый раздел паспорта антитеррористической защищенности, в котором размещаются основные выводы об уровне рисков террористической угрозы объекту, а также основные меры по их снижению
Приложения Число приложений определяется характеристиками объекта, для которого составляется ПАТЗ. В большинстве случаев к документу прилагаются различные схемы и планы, включая ситуационные, поэтажные и связанные с расположением сетей и инженерных коммуникаций, фото объекта, лицензия работающего на объекте ЧОПа, различные рекомендации, инструкции и другие документы, разработанные на случай наступления ЧС или террористической атаки, и т.д.
Структура и содержание ПАТЗ

Порядок разработки паспорта антитерростической защищенности в России, а также последующего согласования и необходимости переоформления документа

На практике применяются два способа разработки паспорта антитеррористической защищенности. Первый из них предусматривает составление документа силами собственных работников эксплуатирующей объект организации, а второй - приглашение компании, которая предоставляет подобные услуги на профессиональной основе. В обоих случаях к процессу требуется привлекать представителей органов государственной власти, которые впоследствии будут согласовывать ПАТЗ.

Несмотря на важность рассматриваемого вопроса, следует отметить, что действующее на сегодня федеральное законодательство имеет немало пробелов, касающихся составления паспорта антитеррористической защищенности. В частности в нормативных документах не указаны следующие важные моменты, касающиеся процедуры разработки документа:

  • единая форма или образец оформления ПАТЗ;
  • четкий перечень органов и ведомств, с которыми требуется согласование разработанного паспорта АТЗ;

  • порядок переоформления документа, а также сроки, которые предоставляются на осуществление этой процедуры;

  • список органов власти и ведомств, в которых ПАТЗ обязан храниться и т.д.

Логичным следствием отсутствия четких указаний, содержащихся в нормативно-законодательных актах федерального уровня, стала разработка многочисленных региональных документов, регулирующих процедуру разработки ПАТЗ. В большинстве случаев она состоит из нескольких этапов.

Бесплатная консультация

Мы перезваниваем за 8 секунд

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Этап №1. Определение наименования документа

В современных условиях единого для всех подобных документов названия попросту не установлено. В результате на практике используются различные наименования. Среди наиболее широко распространенных можно выделить следующие:

  • паспорт безопасности предприятия (объекта);
  • паспорт АТЗ и техногенной безопасности;

  • ПАТЗ;

  • паспорт антитеррористической безопасности;

  • паспорт защищенности территории (объекта) и т.д.

Этап №2. Поиск шаблона документа

Сегодня собственные шаблоны рассматриваемого документа разработали многие федеральные ведомства. Поэтому в случае принадлежности предприятия к одному из них для разработки ПАТЗ следует воспользоваться утвержденной в министерстве или федеральной службе формой паспорта.

Также собственные образцы подобных документов разработаны в большинстве крупных муниципальных образований, в том числе, что вполне естественно, во всех региональных центрах. Эти шаблоны также могут быть использованы при оформлении ПАТЗ.

Этап №3. Процедура согласования

Необходимость определения на данном этапе органов власти, которые должны согласовывать разработанный ПАТЗ, обусловлена тем, что их представителей следует привлекать на стадии составления документа. Постановление российского Правительства №1244, датированное 25.12.2013 года, содержит формулировку, обязывающую согласовывать паспорт антитеррористической защищенности со всеми федеральными органами, деятельность которых данным документом, так или иначе, затрагивается. Очевидно, что подобный тезис сложно назвать конкретным и детальным.

Исходя из сложившейся практики, можно утверждать, что в большинстве случаев ПАТЗ согласовывается с одной или сразу несколькими одновременно структурами из следующего списка:

  • МВД. Это могут быть различные территориальные или региональные подразделения министерства, например, ГУВД, УМВД, УВД и другие подобные структуры;

  • ФСБ в лице одного из региональных управлений;

  • МЧС, которые также могут быть представлены либо главным управлением, либо территориальными подразделениями;

  • ФС войск Нацгвардии (Росгвардия);

  • руководитель муниципального органа власти.

Таким образом, максимальное количество согласований, которые могут понадобиться после разработки ПАТЗ, равняется 5-ти.

Этап №4. Определение количества экземпляров ПАТЗ

Как правило, эксплуатирующей организации необходимо составлять 5-6 экземпляров ПАТЗ. Это объясняется достаточно просто - каждый из перечисленных выше органов государственного контроля и управления оставляет и хранит один экземпляр согласованного документа в собственном архиве. Естественно, еще один экземпляр паспорта должен находиться непосредственно на объекте, признанном местом массового пребывания людей.

Этап №5. Последовательность разработки ПАТЗ

Наиболее важное значение при определении процедура разработки ПАТЗ и последовательности выполнения ее отдельных этапов имеет специализация объекта, его размеры и периодичность использования. Очевидно, что для спортивного стадиона и торгового центра количество и объем мероприятий, необходимых для составления паспорта антитеррористической защищенности, будут весьма заметно различаться. Обычно разработка документа осуществляется в таком порядке:

  • составление и отправление запроса в орган муниципальной власти для назначения комиссии с целью обследования объекта и присвоения ему категории. Состав комиссии должен включать представителей всех заинтересованных структур;

  • определение и согласования со всеми заинтересованными структурами графика работы комиссии, включая дату проведения обследования объекта;

  • проведения обследования, которое заключается в изучение фактических параметров и характеристик объекта, а также существующей документации, проектной, конструкторской и эксплуатационной;

  • оформление соответствующего акта и выполнение процедуры категорирования объекта и определение уровня его потенциальной опасности;

  • разработка ПАТЗ. Структура и содержание документа определяются с учетом ведомственных документов, а также приведенного выше перечня основных разделов;

  • согласование разработанного документа со всеми заинтересованными контролирующими инстанциями.

Этап №6. Внесение изменений и переоформление паспорта АТЗ

Как уже было отмечено выше, федеральные нормативные и законодательные документы не регулирую процедуру внесения изменений в ранее разработанный паспорт антитеррористической защищенности. Поэтому в данном вопросе следует руководствоваться установленными региональной нормативно-законодательной базой правилами и требованиями.

В подавляющем большинстве случаев необходимость переоформления и, как следствия, прохождения повторной процедуры согласования ПАТЗ предусматривается в следующих ситуациях:

Подробнее
  • изменение условий эксплуатации и функционирования объекта или эксплуатирующей его организации, которые напрямую влияют на уровень безопасности и защищенности;
  • изменение законодательства, связанного с требованиями по защите населения, а также объектов и территорий, относящихся к местам массового пребывания людей, от террористической угрозы или риска возникновения ЧС;

  • решение уполномоченного представителя МЧС или одного из его подразделений. В этом случае, как правило, устанавливается срок исполнения выданного предписания;

  • рекомендации антитеррористической комиссии, созданной при муниципальном органе власти, которые должны быть соответствующим образом оформлены и направлены руководителю эксплуатирующей объект организации в письменной форме;

  • изменение застройки территории, на которой находится объект, или проведение на нем работ по реконструкции, капремонту или модернизации;

  • смена вида деятельности или эксплуатирующей объект организации;

  • любые изменения, связанные с используемыми на объекте системами охраны и контроля, например, установка дополнительных приборов и устройств, смена схемы охраны, модернизация существующих устройств и оборудования и т.д.;

  • изменение владельца, названия или организационно-правовой формы объекта.

Необходимо отметить, что в большинстве регионов установлена необходимость обязательного переоформления паспорта антитеррористической защищенности и последующего его согласования с заинтересованными ведомствами, которая возникает каждые пять лет. Другими словами, максимальный срок действия ПАТЗ в подобной ситуации не может превышать указанной продолжительности и составляет 5 лет.

Заполните форму

Оставьте заявку и через 5 минут наши специалисты по пожарной безопасности свяжутся с Вами:

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Ведомственные нормативные документы, устанавливающие правила разработки ПАТЗ

Большинство министерств и федеральных служб разработало собственные шаблоны паспорта антитеррористической защищенности и инструкции по разработке и оформлению данного документа. Именно этими нормативными актами следует руководствоваться предприятиям, составляющим ПАТЗ, в первую очередь, если они поднадзорны данному ведомству. Среди наиболее востребованных подобных документов можно выделить:

  • предприятия, предоставляющие санаторно-курортные услуги - совместный Приказ Минздрава, а также ФСБ и МВД России, выпущенный под №693н/604/403 и датированный 18.08.2010 года;
  • объекты УИН (Управления исполнения наказаний) - Постановление №1193, выпущенное российским Правительством и датированное 14.11.2014 года;

  • объекты ФСТЭК - Постановление №875, также выпущенное отечественным правительством, но датированное 29.08.2014 года;

  • объекты Роспотребнадзора - Постановление №1309, которое было выпущено Правительством РФ 03.02.2014 года;

  • объекты Минрегионразвития - Постановление №872, изданное российским Правительством 28.08.2014 года;

  • объекты здравоохранения, включая больницы, поликлиники, стационары и т.д. - Постановление №8, которые было выпущено 13.01.2017 года российским Правительством;

  • гостиницы и другие объекты, используемые для временного проживания - Постановление №447, которое было выпущено отечественным Правительством 14.04.2017 года;

  • промышленные объекты и предприятия - Постановление №1413, которое было издано Правительством РФ 18.12.2014 года;

  • предприятия и объекты торговли - Постановление российского Правительства №1273, которое датировано 19.10.2017 года;

  • спортивные объекты и сооружения, подведомственные Минспорта - несколько нормативных документов, включая Постановление №202, выпущенное российским Правительством 06.03.2015 года, а также несколько писем и приказов Минспорта;

  • образовательные учреждения, включая детские сады, школы, ВУЗы, ПТУ и т.д. - Постановление №1235, выпущенное 07.10.2017 года российским Правительством;

  • объекты культуры - Постановление №176, которое было издано российским Правительством 11.02.2017 года;

  • объекты, в которых размещаются органы управления федерального, регионального и муниципального уровня - Приказ №484, который выпущен МЧС России 25.10.2004 года;

  • объекты Минрегионразвития - Постановление №872, выпущенное отечественным Правительством 28.08.2014 года.

Значительная часть документов, приведенных а размещенном выше перечне, была введена в действие в 2017 году, что со всей очевидностью показывает внимание, которое уделяется вопросам обеспечения антитеррористической защищенности в современных условиях.

 
Рейтинг услуги:

Отзывы наших клиентов

review review review review review

Среди наших клиентов

У Вас остались вопросы?

Я расскажу Вам всё о сертификации и отвечу
на все вопросы. Это бесплатно и ни к чему
не обязывает.
Елена Григорьева
Менеджер по работе с клиентами

Позвоните мне:

или могу перезвонить Вам, если оставите
свой контактный номер ниже:

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.